Формирование маркетинговой стратегии Республики Крым

Формирование маркетинговой стратегии Республики Крым

26 апреля на базе Академии биоресурсов и природопользования КФУ им. В.И. Вернадского кафедрой маркетинга, торгового и таможенного дела ИЭиУ КФУ им. В.И. Вернадского был проведен научный семинар "Формирование маркетинговой стратегии Республики Крым", направленный на обобщение результатов исследований и практического опыта по анализу и оценке маркетинговой политики предприятий в Республике Крым. 

Приглашенными гостями на семинаре были: зав. кафедрой экономики АПК, д.э.н., профессор Джалал Мир Абдул Каюм и к.э.н., доцент кафедры экономики АПК Изотова Зоя Анатольевна.

В оргкомитет научного семинара вошел профессорско-преподавательского состав кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела Института экономики и управления КФУ им. В.И. Вернадского: к.э.н, доцент Хохлов В.А., к.э.н., доцент Полюхович Е.А., ассистент Улановская О.Н.

В рамках мероприятия студенты 3-4 курсов профиля "Экономика предприятий АПК" подготовили доклады своих маркетинговых исследований предприятий Республики Крым.

Студентки Мустафаева Сусанна и Кох Александра поделились с участниками проведенными маркетинговыми исследованиями рынка винограда Республики Крым. 

"Проведя наблюдение за изменением цен, мы убедились, что виноград  это сезонная культура. Так наивысшая цена приходится на август и сентябрь, то есть время, когда виноград спеет и его с поля продают сразу на рынке. Далее спрос на продукцию постепенно снижается, а вместе с ним и цена. Главным фактором снижения спроса является нежелание покупателей приобретать виноград, который уже давно лежит на хранении, он теряет свой презентабельный вид и на рынок приходят другие продукты более актуальные на данный период времени. Нужно отметить, что на данный момент на рынке крымского винограда нет, только зарубежный (турецкий, итальянский), который продается по цене 300-400 руб. за кг."   отметила Мустафаева Сусанна.

В процессе исследования студентками был проведен анкетный опрос. Количество опрашиваемых людей  150 человек. 

В результате исследования были получены следующие интересные данные.  Как оказалось, в основном потребители приобретают продукцию на рынке, что составляет 45,7%., у частных предпринимателей  28,3%, наименьшей популярностью по приобретению винограда пользуются супермаркеты и продуктовые магазины   2,6% и 6,5% соответственно. Большинство потребителей отдают предпочтение винограду зеленого цвета – 32,6%, второе место разделили желтые и черные сорта винограда   28,3%, Сорта розового винограда менее популярны, их покупают 10,9% из опрошенных потребителей. 

А на вопрос «Каких производителей винограда Вы знаете?» большинство отвечающих отметили ФГУП «ПАО «Массандра» (г. Ялта)  86%, на втором месте ООО «Завод марочных вин Коктебель» (г. Феодосия)  53,5%, ООО «Легенда Крыма» (Сакский район)  32,6%, ООО «Крымские виноградники» (Сакский район)  14%, АО «Феодосийский завод коньяков и вин» (г. Федосия) – 11,6%, ОАО «Старокрымский» (Кировский район) и АО «Агрофирма «Черноморец» (Бахчисарайский район) знают 9,3%, а ООО «Наш Крым» (Симферопольский район) и ООО «Агрофирма «Заветное» (Симферопольский район) лишь 7% из всего числа опрашиваемых. 

Но наблюдалась интересная ситуация, если посмотреть на ответы потребителей на вопрос «У каких производителей Вы покупаете виноград?», 50% опрашиваемых ответило, что они не обращают внимание на производителя при покупке винограда, а оптимальную цену, которую они готовы заплатить за виноград в среднем составляет 100-120 руб. за кг.

Другое маркетинговое исследование, направленное на изучение маркетинговой стратегии производителей сырокопченной продукции, представили студенты группы Э-435 Андреева Е., Никонюк Ю., Сковпень Е. Исследователями рынка сырокопченной продукции была предложена политика продвижения товаров, в их случае, сырокопченных колбас.

"Первое, на чем стоит акцентировать внимание – обеспечение эмоционального позиционирования бренда. Иными словами, сформировать имидж и запомниться: «нас должны узнавать потребители». Мы предлагаем: использование экологически-чистой упаковки (что сегодня очень актуально), например, дизайнерская пергаментная упаковка в зависимости от сезонности (праздничные дни). Во-вторых, что немаловажно, это качественные показатели. Заинтересовать потребителя одной упаковкой недостаточно, важно чтобы продукция отличалась высокими вкусовыми показателями, показателями запаха, консистенции и свежести продукта. Третий и завершающий шаг, предложенный нами – это подведение потребителя, непосредственно, к самой покупке, т.е. вызвать у клиента желание приобрести интересующую нас марку и заинтересовать при дальнейшем выборе среди конкурентов-аналогов. На данном этапе важен не сам процесс покупки, а его последствия– отметили студенты.

Также на научном семинаре  выступили: Семишева М., Шелест В., Власов В. с докладом на тему: "Маркетинговые исследования при формировании коммуникационной стратегии производителей колбасных изделий"; Чистоусова А., Слободняк А., Шевчик Д. – "Маркетинговые исследования  основа формирования стратегического плана производителей хлебобулочных изделий" и Лазаренко А., Лукьянцева Т. с докладом об исследованиях при формировании блока деловой активности производителей пивобезалкогольной продукции.

Все доклады были невероятно интересны. Выступающие проделали колоссальную работу, начиная от изучения сортов, видов и производителей продукции в г. Симферополе, цен крымских производителей и производителей с материка, которые реализуют продукцию в торговых точках: Ашан, ТРЦ "Меганом", Ассорти, ТЦ "FM", Универсам яблоко, а также на рынках города, заканчивая проведением  анкетирования большого количества людей.

Подводя итог научного мероприятия, Полюхович Елена Анатольевна поблагодарила студентов за проделанную работу и всех присутствующих за активное участие в обсуждении представленных докладов. Из всех работ были выбраны лучшие две работы, студенты которых представят свои маркетинговые исследования на научно-практической студенческой конференции «Актуальные проблемы коммерции и предпринимательства в Республике Крым», которая пройдет 27.04.2017 г. на базе ИЭиУ КФУ им. В.И. Вернадского.